Мы в прессе » 2015 » Ноябрь » 10 » А.Г. Авдейчиков: Детский каприз или психическое расстройство? // Журнал "Семейный Лекарь". – 2015. – № 70. – С. 14-15.
А.Г. Авдейчиков: Детский каприз или психическое расстройство? // Журнал "Семейный Лекарь". – 2015. – № 70. – С. 14-15.
Андрей Генрихович Авдейчиков, врач-психиатр высшей категории, директор медико-психологического центра "Парацельс": Дети – наше будущее! Однако как часто это "будущее" оказывается, к сожалению родителей и педагогов, очень проблемным.

 

Вести к врачу или "затягивать гайки"? Современная наука свидетельствует, что у большей части наших детей имеются нервно-психические расстройства. Однако далеко не каждого нуждающегося в помощи ребёнка родители ведут на консультацию к детским специалистам – психиатру, наркологу, психотерапевту, психологу, логопеду и дефектологу. Часто детские капризы, нарушения поведения, сна, проблемы в учёбе принимаются как временные, как пробелы в воспитании и серьёзно не воспринимаются. Родители, а зачастую и педагоги считают, что надо просто быть "построже", потуже "затянуть гаечки", – и всё исправится. Чем же грозит в будущем невыявленное нервно-психическое расстройство у ребёнка, какова его природа и в чём заключается особый подход в воспитании и обучении таких детей?

Следует отметить, что сегодня детские нервно-психические расстройства представляют большую проблему не только для родителей, но и для педагогов. Школьные учителя всё чаще сталкиваются с проблемами в поведении и обучении детей: неусидчивостью, нарушением внимания, проблемами в восприятии и запоминании новых знаний. Если эти проявления слишком явно выражены, родителям рекомендуют обратиться за медицинской помощью. Если же отклонения умеренные, то в этом случае практикуется оставление после уроков, дополнительные домашние задания, наказания и тому подобное... Всё это в итоге истощает и без того бедные энергетические ресурсы детей с так называемой органической слабостью нервной системы и ещё больше усугубляет проявления заболевания...

Быстрая утомляемость, эмоциональная лабильность (то есть лёгкий порог возникновения эмоций: слёз, обид) некоторыми родителями рассматриваются как следствие дефектов воспитания или избалованности ребёнка. В результате время, когда можно было эффективно помочь ребёнку, зачастую бывает упущено. В дальнейшем это влечёт серьёзные социальные последствия: проблемы с учёбой, адаптацией в коллективе, освоением профессии. Психически больной ребёнок также более склонен к противоправным формам поведения, быстрому развитию различного вида зависимостей (алкогольной, наркотической, игровой), психосоматическим заболеваниям.

Причины расстройств

В чём же причина возникновения нервно-психических расстройств, каковы особенности воспитания и обучения таких детей? Сегодня многие родители проблемных школьников не имеют представления о болезненной природе нарушения поведения, усидчивости, внимания и памяти. Причиной возникновения перечисленных нервно-психических расстройств может являться повреждение головного мозга ребёнка во время беременности матери, при родах или в раннем возрасте вследствие травм или перенесенных инфекций. Часть мозга полноценно не функционирует, а здоровая в результате функционирует с двойной нагрузкой. Непонимание механизма этих расстройств приводит к грубым ошибкам в воспитании и обучении таких детей.

Проблема детских психических расстройств является многогранной, затрагивает семейное воспитание, образование, психологию и социальную работу. Поэтому для её успешного решения необходима всесторонняя заинтересованность специалистов, работающих с детьми, и родителей. Родители должны осознавать необходимость экономно использовать ограниченные энергетические ресурсы нервной системы ребёнка, адекватно их восстанавливать достаточным отдыхом. Важно также понимать необходимость комплексного сопровождения детей с участием специалистов, корректирующих нарушение развития ребёнка (психологов и врачей, логопедов и дефектологов).

Важным аспектом оказания помощи детям с особенностями в развитии и, в той или иной степени выраженности, нервно-психическими расстройствами, является медикаментозное лечение ноотропными, сосудистыми препаратами и витаминно-минеральными комплексами. Современные лекарства, вопреки расхожему мнению, не вызывают зависимости и не мешают развитию ребёнка. Очень эффективно применение психотерапии.

Когда бить тревогу?

Что же должно в первую очередь насторожить родителей малышей в возрасте до 5-7 лет? Во-первых, следует обратить внимание на тот диагноз, с которым малыш выписывается из родильного дома. Если в его медицинской карте есть один из следующих диагнозов: перинатальная энцефалопатия (ПНЭ или ПЭП), церебральная ишемия или недостаточность мозгового кровообращения (НМК) – уже можно предположить, что ребенок начал жить с повреждённым мозгом. Такие малыши обычно имеют проблемы с засыпанием, аппетитом, отличаются высокой эмоциональной лабильностью, чрезмерной активностью, у них может возникнуть энурез, нервные тики. Одним из показателей повреждения мозга является отставание в речевом развитии, заикание. Однако следует отметить, что отдельно взятое проявление ещё не является синдромом! Поэтому при всех вышеперечисленных проявлениях необходима своевременная консультация компетентных в этих вопросах специалистов; детского психиатра, психолога, логопеда, дефектолога.

Специализированный медико-психологический центр "Парацельс". Современные методы лечения заикания, энуреза, тиков, страхов, нарушений учёбы, поведения, сна. Консультации проводят: семейный психолог, детский психотерапевт, нарколог, психиатр, логопед, дефектолог. Омск, ул. Пушкина, 67, тел. 292-377.

Все публикации | Категория: "Семейный Лекарь" | Просмотров: 2060 | Дата: 10.11.2015
Всего комментариев: 0