Мы в прессе » 2010 » Октябрь » 20 » Трудные дети – кто виноват и что делать? // Омский Лекарь. – 2010. – № 3 (59). – С. 24.
Трудные дети – кто виноват и что делать? // Омский Лекарь. – 2010. – № 3 (59). – С. 24.
Андрей Генрихович Авдейчиков, врач-психиатр высшей категории, директор медико-психологического центра "Парацельс": Дети – наше будущее! Однако как часто это "будущее" оказывается, к сожалению родителей и педагогов, очень проблемным.

 

Современная наука свидетельствует, что у большей части наших детей имеются психические расстройства. Однако далеко не каждого нуждающегося в помощи ребёнка родители ведут на консультацию к детским специалистам – психиатру, наркологу, психотерапевту, психологу, логопеду и дефектологу. Часто детские капризы, нарушения учёбы, поведения, сна принимаются как временные, как пробелы в воспитании и серьёзно не воспринимаются. Родители, а зачастую и педагоги считают, что надо просто быть "построже", потуже "затянуть гаечки", – и всё исправится. Чем же грозит в будущем невыявленное психическое расстройство у ребёнка, какова его природа и в чём заключается особый подход в воспитании и обучении таких детей?

Следует отметить, что сегодня детские психические расстройства представляют всё большую проблему не только для родителей, но и для педагогов. Школьные учителя всё чаще сталкиваются с проблемами в поведении и обучении детей: неусидчивостью, нарушением внимания, проблемами в восприятии и запоминании новых знаний, нарушениями поведения. Если эти проявления слишком выражены – родителям рекомендуют обратиться за медицинской помощью. Если же отклонения умеренные, то в этом случае практикуется оставление после уроков, дополнительные домашние задания, наказания и тому подобное... Всё это в итоге истощает и без того бедные энергетические ресурсы детей с так называемой органической патологией нервной системы и ещё больше усугубляет проявления заболевания.

Быстрая утомляемость, эмоциональная лабильность (то есть лёгкий порог возникновения эмоций: слез, обид) некоторыми родителями рассматриваются как следствие дефектов воспитания или избалованности ребёнка. В результате время, когда можно было эффективно помочь ребёнку, зачастую бывает упущено. В дальнейшем это зачастую влечёт серьёзные социальные последствия: проблемы с учёбой, адаптацией в коллективе, освоением профессии. Психически больной ребёнок также более склонен к противоправным формам поведения, быстрому развитию различного вида зависимостей (алкогольной, наркотической, игровой), психосоматическим заболеваниям.

В чём же причина возникновения психических расстройств, каковы особенности воспитания и обучения таких детей? Сегодня многие родители проблемных школьников не имеют представления о болезненной природе нарушения поведения, усидчивости, внимания и памяти. Причиной возникновения перечисленных психических расстройств может являться повреждение головного мозга ребёнка во время беременности матери, при родах или в раннем возрасте вследствие травм или перенесённых инфекций. Часть мозга полноценно не функционирует, а здоровая в результате функционирует с двойной нагрузкой. Непонимание механизма этих расстройств приводит к грубым ошибкам в воспитании и обучении таких детей.

Проблема детских психических расстройств является многогранной, затрагивает семейное воспитание, образование, психологию и социальную работу. Поэтому для её успешного решения необходима всесторонняя заинтересованность специалистов, работающих с детьми, и родителей. Родители должны осознавать необходимость экономно использовать ограниченные энергетические ресурсы нервной системы ребёнка, адекватно их восстанавливать достаточным отдыхом. Важно также понимать необходимость комплексного сопровождения детей с участием специалистов, корректирующих нарушение развития ребёнка (логопедов, дефектологов, психологов, врачей).

Важным аспектом оказания помощи детям с особенностями в развитии и, в той или иной степени выраженности, психическими расстройствами является медикаментозное лечение ноотропными, сосудистыми препаратами и витаминно-минеральными комплексами. Современные лекарства, вопреки расхожему мнению, не вызывают зависимости и не мешают развитию ребёнка. Очень эффективно применение психотерапии.

Что же должно в первую очередь насторожить родителей малышей в возрасте до 5-7 лет? Во-первых, следует обратить внимание на тот диагноз, с которым малыш выписывается из родильного дома. Если в его медицинской карте есть один из следующих диагнозов: перинатальная энцефалопатия (ПНЭ или ПЭП), церебральная ишемия или недостаточность мозгового кровообращения (НМК) – уже можно предположить, что ребёнок начал жить с поврежденным мозгом. Такие малыши обычно имеют проблемы с засыпанием, аппетитом, отличаются высокой эмоциональной лабильностью, чрезмерной активностью, у них может возникнуть энурез, нервные тики. Одним из показателей повреждения мозга является отставание в речевом развитии, заикание. Однако следует отметить, что отдельно взятое проявление ещё не является синдромом! Поэтому при всех вышеперечисленных проявлениях необходима своевременная консультация компетентных в этих вопросах специалистов: детского психиатра, психолога, логопеда, дефектолога.

Специализированный центр "Парацельс". Современные методы лечения заикания, энуреза, тиков, страхов, нарушений учёбы, поведения, сна. Консультации проводят семейный психолог, детский психотерапевт, нарколог, психиатр, логопед, дефектолог. Омск, ул. Пушкина, 67, тел. 292-377.

Все публикации | Категория: "Омский Лекарь" | Просмотров: 1068 | Дата: 20.10.2010
Всего комментариев: 0