Главная » Статьи » Тренинги » Выездные тренинги

Выездные тренинги в Омске по групповой психотерапии в промышленные предприятия, банки, коммерческие фирмы
Современная производственная, коммерческая и предпринимательская деятельность предъявляет высокие нагрузки на адаптивные, в том числе психологические, возможности организма. Поэтому предупреждение психических декомпенсаций является одной из основных задач профилактической помощи на работе. Особенного внимания в этом отношении требуют группы повышенного риска. Одну из таких групп составляют пациенты, страдающие различными стёртыми, слабо выраженными пограничными нервно-психическими расстройствами, проявляющимися астеническими состояниями различного генеза, астено-субдепрессивными расстройствами, реже ипохондрическими, фобическими, сенесто-ипохондрическими жалобами. По данным обследования 3250 работников крупного предприятия, эта группа составляет 22% среди обследованных. Другая группа работников (17%) выявляет признаки психической дезадаптации, связанные с объективно или субъективно трудными ситуациями.

 

Психопрофилактическая и лечебная работа проводилась группой омских психотерапевтов в психопрофилактическом комплексе предприятия. Консультативная, психогигиеническая и психопрофилактнческая работа проводилась в обеденные перерывы и по окончании рабочей смены. Вечерний профилакторий на производстве функционировал после окончания рабочего дня.

Всего на основании клинического и психологического обследования на групповую психотерапию было направлено 75 человек. Закончили курс групповой психотерапии 67 пациентов (9 мужчин и 58 женщин) в возрасте от 23 до 54 лет; 8 человек прекратили психотерапию после нескольких занятий. Среди завершивших групповую психотерапию 17 пациентов имели полную семью и детей, 38 – были разведены и имели неполные семьи, 12 женщин были незамужними.

По основным синдромам и нозологическим формам пациенты распределены следующим образом: 15 – астенический синдром невротического генеза, 10 – кардиофобический синдром в рамках невроза навязчивых состояний, у 16 – неврозоподобные состояния на фоне резидуального органического заболевания головного мозга, у 5 была диагностирована соматизированная депрессия с алгически-сенестопатическим синдромом. Состояния психологической дезадаптации без клинической симптоматики были выявлены у 21 человека.

Адаптированная для данного контингента групповая психотерапия ставила следующие задачи: 1) предоставление информации о психологии взаимодействия людей, о влиянии психики на соматическую сферу, о возможностях улучшения соматического состояния человека за счёт улучшения его психологического состояния, его межличностного взаимодействия; 2) выяснение психологической проблематики каждого члена группы, осознание возможных путей изменения и решения психологических проблем; 3) освоение (тренинг) новых, более продуктивных, стереотипов поведения при решении этих проблем, за счёт этого улучшение социального функционирования в производственном коллективе, семье и других микрогруппах.

В целом, данная форма выездной групповой психотерапии имела проблемоцентрированную ориентацию с акцентом на прямом решении "здесь и теперь" в круге. Тренинг освоения новых способов поведения в таких ситуациях составлял существенную часть занятий. Когнитивная переработка достигнутого, как компонент занятия, варьировалась в зависимости от обстоятельств.

Групповая психотерапия проводилась в малых группах из 5-8 человек при частоте занятий 2-3 раза в неделю. Длительность одного занятия составляла полтора часа. Терапевтическая группа формировалась на основе клинических и психологических показаний из всех обращавшихся в данный отрезок времени к психотерапевту. Группы были закрытыми. На первом, вводном занятии пациенты получали информацию о механизмах появления психогенных расстройств, знакомились с такими понятиями как сознательные и бессознательные формы психической активности, психологические механизмы защиты. Объяснялась сущность метода групповой психотерапии, как и за счёт чего он помогает. Описывался возможный ход групповой психотерапии со всеми трудностями, ожидающими каждого участника. Вся информация давалась в максимально простой форме, все абстрактные понятия иллюстрировались конкретными примерами, в том числе описаниями отдельных клинических случаев. На этом же занятии обсуждались цели и задачи, которые ставил перед собой каждый участник группы, а также нормы работы группы.

Последующие занятия носили обучающий характер и преследовали цель развить у пациентов новые решения психологических проблем за счёт обращения внимания на невербальные компоненты поведения. Одновременно решались задачи углубления взаимодействия членов группы, снижения уровня самоконтроля, эмоционального раскрепощения. На этих занятиях использовались преимущественно психогимнастические упражнения, а также упражнения, повышающие уровень эмоциональной вовлечённости, снижающие чувство страха, тревоги при общении, сокращающие эмоциональную дистанцию (такие, как действия с воображаемым предметом, действия с предметом с продолжением, встреча на узком мостике, проход над пропастью и другие). Хорошо воспринимались пациентами также упражнения, развивающие способность устанавливать контакты только помощью невербального поведения (такие, как зеркало, перетягивание каната, коммуникация руками, беседа с помощью глаз и другие).

По мере продвижения группы проводились упражнения, дающие возможность осознать ролевые позиции, легко или трудно принимаемые каждым. Все упражнения задавались с учётом развития группы, её возможностей, по времени несколько предваряя последующие эмоциональные процессы в ней. Тем самым они облегчали групповую динамику, подготавливая участников, помогая им легче преодолевать негативные процессы, происходящие в группе. За счёт включения этих упражнений психотерапевт достаточно гладко переходил от роли руководителя к позиции эксперта.

Обсуждение психологических проблем пациентов не форсировалось, чаще всего оно возникало спонтанно на основе сопоставления самим пациентом затруднений, возникающих в актуальном взаимодействии с членами круга и проблем, имеющихся у него вне круга. В процессе углубления такого обсуждения постепенно происходило осознание возможности другого поведения, расширялся арсенал стереотипов поведения, происходила переоценка собственной ответственности и ответственности других за нерешаемые проблемы, намечались и проигрывались продуктивные способы их решения. Групповая психотерапия дополнялась включением по показаниям адекватной общеукрепляющей фармакотерапии и физиотерапии. Части пациентов назначались малые транквилизаторы, антидепрессанты в дозах, заметно не снижающих их работоспособности, фитопрепараты, оказывавшие общеоздоравливающее стимулирующее влияние.

В процессе такой выездной групповой психотерапии происходило постепенное повышение активности и самостоятельности пациентов, ослабление психической напряженности и тревоги, сопровождавшееся повышением спонтанности в эмоциональных реакциях и их высказываниях, снижением самоконтроля, повышением искренности в выражениях чувств. Оценивая метод, за счёт которого было достигнуто улучшение к моменту окончания лечения, большинство пациентов (87%) на первое место поставили групповую психотерапию. По данным пребывания на больничном листе в исследуемой группе было достигнуто сокращение за предыдущий год на 989 дней нетрудоспособности, а в текущем – на 954 дня. Всё это позволяет сделать вывод о целесообразности включения выездной групповой психотерапии с участием психологов и психотерапевтов лицензированного медико-психологического центра в арсенал методов, используемых психопрофилактической службой коммерческого или промышленного предприятия.

Рассказать / Поделиться:
Раздел: Тренинги Категория: Выездные тренинги | Добавлено: 25.11.2011
Просмотров: 123

ПОСМОТРИТЕ ДАЛЕЕ И ЕЩЁ...

Лицензия Специалисты
Лечение Стоимость
Контакты Реквизиты
Награды О Центре
В прессе Парацельс?
Статьи Тесты
Законы Пресс-релизы
Фото На главную
Сертификаты Программы
Всего комментариев: 0