Логопеды, психиатры и психологи консультируют о логоневрозах и заикании

Логопеды, психиатры и психологи консультируют о логоневрозах и заикании

Полезные статьи

Логоневроз и заикание 27.09.2011

Логоневроз и заикание


Логопеды, психиатры и психологи консультируют о логоневрозах и заикании

Все или почти все пограничные психоневрологические расстройства у детей и подростков так или иначе связаны с проблемой семейного благополучия или неблагополучия: в одних случаях семейное неблагополучие вызывает или провоцирует болезни, в других – не способствует их излечению, в третьих – появление этих болезней лишает семью всякого благополучия. Проиллюстрируем это на примере самых распространённых в практике детского психиатра нарушений. Расскажем мы о них очень кратко и акцент поставим не только на взаимосвязи семьи и страдающего этими расстройствами ребёнка, но и на необходимости дифференцированного отношения к этим нарушениям, – от этого и зависит, как правило, эффект лечения. Родители первыми видят болезнь своего ребёнка, именно они и посвящают врача в сущность проявлений болезни своего сына или своей дочери. Поэтому важно и родителям, и врачам, и учителям вычленить главное, безусловное, решающее.

Заикание. В двух-трёхлетнем возрасте у ребёнка формируется речь. Иногда этот процесс идёт более быстро, чем обычно, и уже к двум годам ребёнок говорит вполне прилично, в других случаях речь формируется к 3-4 годам. Несмотря на все возможные индивидуальные различия, всех детей этого возраста объединяет то, что речевой аппарат у них ещё не окреп, невынослив, хрупок и легко нарушается под влиянием самых незначительных с точки зрения более взрослого человека, но "с точки зрения" малыша очень важных воздействий. Лай собаки, неожиданное событие (например, приход гостей), громкий звук, большая речевая нагрузка – это и многое другое может нарушить речь. Чаще всего результатом подобных неблагоприятных воздействий бывает заикание, т.е. расстройство, проявляющееся в нарушении плавности речи, возникновении запинок, судорожных сокращений мышц, образующих звук.

Заикание известно, наверное, столько же, сколько существует человечество. Многие поколения учёных активно занимаются им и по сей день. Литература о заикании беспредельна. Назовем, например, вышедшую ещё в 1905 году на русском языке книгу члена Французской академии Артура Шервена "Заикание и его лечение". Автор, как и его отец Клавдий Шервен, внёс большой вклад в исследование заикания; правда, он рассматривал заикание как единое расстройство, не выделяя его клинических вариантов. А. Шервен указывает, например, что заикание встречается у мальчиков в 10 раз (по нашим данным – в три раза) чаще, чем у девочек. Но современного читателя интересуют не столько суммарные сведения, сколько более дифференцированные: какие виды заикания бывают чаще у девочек, а какие у мальчиков и т.д. Несмотря на то, что некоторые данные А. Шервена сейчас представляются устаревшими, тем не менее, следует отнестись к его монографии с должным уважением: в ней много такого, что и сейчас вызывает большой интерес. Например, стремление автора обратить внимание читателей на важность диагностирования у заикающихся расстройств дыхания, привлечения педагогов к лечению заикания и т.д.

В последние десятилетия наметились некоторые новые тенденции в изучении заикания и его коррекции. Эти тенденции сводятся к тому, что заикание заиканию рознь (иными словами, бывают самые разные формы заикания по механизмам образования и восприятия пациентом своего речевого дефекта), что заикание – это медико-логопедическая проблема, а не только медицинская или только логопедическая, что только комплексное медико-логопедическое воздействие может эффективно помочь заикающемуся. Заикание в девяти случаях из десяти начинается в период становления речи, и очень важно своевременно "захватить" его, вылечить, чтобы ребёнок пошёл в школу уже без речевых дефектов. Это тем более важно сейчас, когда абсолютное большинство детей начинают занятия с шести лет.

Заикание разделяются по степени выраженности. Лёгкие формы входят в компетенцию логопедов, а зачастую и сами родители могут с ними справиться (особенно, если проконсультируются у логопеда). Например, ребёнок говорит хорошо, но он по натуре очень впечатлителен, внушаем, любит подражать. Однажды по телевизору или от соседей он услыхал речь с заиканием и стал подражать такой речи. У детей дошкольного возраста все реакции закрепляются очень быстро и легко превращаются в условные рефлексы. Так случилось и с этим ребёнком: он стал подражать заикающемуся человеку, потом у него эта ненормальная речь закрепилась, стала привычной, он уже не замечал, что стал бессознательно заикаться. Что тут делать? Родители должны взять на себя главную нагрузку по ликвидации этого вида заикания (по подражанию): деликатно, но убедительно показать ребёнку, что подражать не нужно; сами родители должны говорить максимально чётко и внятно, заикающихся гостей в дом пускать не нужно, ребёнка следует всячески изолировать от заикающихся людей.

Это, как правило, непатологическая форма заикания, помогают тут родители и воспитатели, а не врачи. Последние играют лишь вспомогательную, консультативную роль. Перекладывать на медиков главную заботу по ликвидации заикания от подражания – это значит обречь дело на поражение, ведь главная работа ложится на плечи родителей и воспитателей. Все родители любят своих детей. Только каждый по-своему. Всякий родитель занимается воспитанием своего ребёнка. Даже если занимается мало, плохо, это ведь тоже воспитание, только недостаточное или плохое. Очень часто родители требуют, чтобы им кто-то помогал воспитывать их детей, что кто-то должен исполнять их работу. Нередко они предъявляют врачам и педагогам совершенно необоснованные претензии. Врач может удалить воспаленный аппендикс без советов родителей пациента, но помочь избавиться без поддержки со стороны родителей от заикания, тиков, недержания мочи и многих других психоневрологических расстройств он не в силах.

Есть ещё одна форма заикания, ликвидировать которую помогает здравый смысл и терпение родителей: это заикание, обусловленное чрезмерной речевой нагрузкой. Гости изводят ребёнка вопросами ("расскажи да расскажи"), по телевизору ребёнок смотрит передачи, а потом, захлёбываясь от восторга, пересказывает их – все эти и многие другие аналогичные нагрузки могут нарушить речевой аппарат. Это нарушение будет заключаться в ускорении темпа речи, ослаблении самоконтроля за речью, ухудшении произнесения тех или иных звуков, а следом за этим и возникает заикание от перегрузки речевого аппарата.

Обычно такая форма заикания бесследно проходит, если родители будут соблюдать вышеуказанные правила. Ведь даже если логопед либо врач проконсультируют такого ребёнка, они всё равно посоветуют то, что написано выше. А выполнять эти советы нужно родителям и никому более. Перекладывать эту кропотливую, каждодневную работу на плечи других нельзя.

Логоневроз. Помимо совсем непатологических или не совсем патологических форм заикания, в школьном возрасте существуют патологические формы, которые условно делятся на два типа: невротическое заикание и неврозоподобное заикание. Оба эти расстройства не являются самостоятельными болезнями, они лишь симптомы разных нарушений, входят как частное в структуру двух основных поражений речи: в картину логоневроза, т.е. невротического поражения речи, и в картину неврозоподобного логосиндрома, т.е. неврозоподобного нарушения речи.

Из чего складывается логоневроз, что объединяет все его составные части? Логоневроз складывается из общеневротических нарушений и невротических расстройств речи. К общеневротическим нарушениям относится упомянутая выше триада: невротические нарушения сна, настроения и аппетита. Сон у таких пациентов поверхностный, тревожный, с обильными сновидениями, в которых отражается картина психической травмы, вызвавшей невроз (непсихогенных неврозов не бывает, невроз всегда есть результат психической травматизации). Сон не приносит отдыха, нередко во время сна появляется недержание мочи. Настроение больных неврозом всегда понижено, аппетит тоже. Понижение настроения проявляется также в плаксивости, капризности. На фоне этих нарушений появляется страх речи (логофобия), когда ребёнок боится говорить. Иногда страх речи бывает столь силен, что ребёнок на время умолкает (это именуется логофобическим мутизмом): в одной ситуации (не вызывающей страх) он говорит хорошо, а в другой умолкает либо произносит слова едва слышным шёпотом. Такой мутизм носит, как правило, избирательный характер. Обычно дома эти дети говорят хорошо, лишь за пределами дома они умолкают. Нередко страх речи приводит к тому, что у них появляется заикание. Оно тоже непостоянно; то ребёнок говорит без всяких дефектов, то начинает сильно заикаться. Поначалу речь таких детей плохая, потом, когда они привыкают к новой обстановке, новым людям, они говорят уже без страха, т.е. без заикания.

Привели на приём семилетнего мальчика. Он сильно заикался – и всё из-за страха речи. Потом успокоился и рассказал о своей беде.

– Ну как не любить мою маму! Она такая добрая, мягкая, ласковая, всегда защитит, поможет, все её любят, уважают, она самая хорошая из всех мам. Я не представляю, как можно её не любить. Нет, наверное, на земле никого, кто бы её не любил. А я её люблю больше всех. Папы у нас нет: он уехал в командировку, и я его никогда не видел. Мама о нём редко вспоминала. Однажды она сообщила, что папа приехал. Я обрадовался, стал ждать его, а он все не шёл и не шёл. Наконец пришёл. Какой-то хмурый, злой, ни разу не улыбнулся, от меня держался подальше. Я к нему: "Папа, папа, как я рад, что ты вернулся!" А он как рявкнет: "Какой я тебе папа! У тебя свой есть". Смотрю на маму, она вся покраснела и укоризненно смотрит на дяденьку. Я ему опять: "Ты меня забыл, ты долго был в командировке". А он мне ни слова.

Посидели, помолчали. Папа выпил бутылку водки и говорит маме: "Чтобы твоего щенка я не слышал. Пикнет – вмиг по морде дам". Я перепугался. И маму стало жалко. И себя. Значит, это не папа. А мама меня успокаивает, просит, чтобы я тише вёл себя, не бегал, не кричал. Вот и стал я бояться говорить. А потом и заикаться. Когда дяденька уходит из дома, я не боюсь, говорю нормально. Приходит – опять заикаюсь. Ну, ничего, скоро я вырасту, стану сильным, не буду его бояться, маму защищу, выгоню дяденьку из дома, а то папа вернётся и его застанет.

Помимо невротического заикания, вызванного страхом речи, мы выделяем ещё одну форму невротического заикания – истерическое заикание. Оно вызывается сильной психической травмой (логофобическое же заикание обусловлено преимущественно хронической психической травматизацией, частыми травмами, каждая из которых не является шоковой), в результате которой у ребёнка вначале отнимается речь (реакция мнимой смерти), а потом, когда она возобновляется, то проходит с заиканием. Нередко сочетаются логофобические и истерические компоненты.

У всех больных с логоневрозом речь ухудшается, если обращать внимание пациентов на их речевой дефект, напоминать о тех психических травмах и вообще неприятных воспоминаниях, которые вызывают либо усиливают заикание. Тут важно переключить внимание больного на нейтральные или радостные эмоции, не напоминать ему о заикании, дать ему выспаться, успокоить и обласкать ребёнка. Хорошо помогают психотропные препараты успокаивающего характера. Но вылечить ребёнка от логоневроза, не используя психотерапию, невозможно.

Одним из важных компонентов психотерапии является игровая психотерапия. Проводится она обычно специалистами – врачами, педагогами, психологами, но её могут освоить и родители. Тут нужно лишь терпение, желание и способность к импровизации. Шаблонов в игровой психотерапии не существует, каждый играет по-своему. Цель игровой психотерапии – отвлечь ребёнка от неприятных переживаний, вызывающих и усиливающих его заикание, научить его самого подавлять эти переживания, сделать мальчика (или девочку) более смелым, уверенным, решительным, менее пугливым и впечатлительным. Важно соблюдать меру в таком воздействии – ведь ребёнок есть ребёнок, и он должен быть в меру пугливым и впечатлительным. Всякая терапия (в том числе и психотерапия) лишь ликвидирует крайности. Обычно непродолжительное лечение избавляет пациента от логоневроза, однако нужно помнить о возможности возобновления болезни. О приёмах, сценариях таких игр вам расскажут на предварительном приёме наши омские логопеды, психологи и психотерапевты.

Многие учёные (особенно прежде, да и сейчас иногда тоже) называли логоневрозом все виды заикания. Это существенная ошибка, имеющая большие практические последствия: ведь лечение логоневрозов и нелогоневрозоз различно, а если мы будем подходить к заиканию как к однородному расстройству, то и всех пациентов станем лечить одинаково. Кому-то поможем, а кому-то принесём вред.

Другой тяжёлый случай – если всё в семье построено на лжи, воровстве, эгоизме, праве сильного, предательстве, то рано или поздно это вскроется, и тогда беды не миновать. Особенно тяжело переживают это дети. Недостойные поступки взрослых отражаются не только на их судьбе, но и на судьбе детей. Исправив себя, взрослые внесли бы бесценный вклад в дело профилактики психоневрологических нарушений у подрастающего поколения. Тогда и прервалась бы эстафета лжи.

Справедливое воздаяние рано или поздно случится – об этом должны помнить взрослые, совершая тот или иной аморальный поступок. И если вы не хотите, чтобы этот суд наказывал ваших внуков и правнуков, не совершайте таких поступков. Ведь этим отцы и матери так или иначе наказывают своих и чужих детей, ломая их жизнь, внося в их души смятение и чувство вины, заставляя их расплачиваться за грехи, в коих последующие поколения не повинны.

Нередко неврозоподобное заикание является наследственным. Тут очень важно, чтобы родители тоже лечились от заикания, – тогда и своего ребёнка они быстрее вылечат. Всё это называется семейной терапией. Если же родители не желают лечиться, а своего ребёнка заставляют не заикаться, то эффективность такого лечения, как правило, невелика. Ведь ребёнок всегда подражает тем, с кем чаще всего общается, – в первую очередь родителям и воспитателям. Заикание – болезнь неприятная, с далеко идущими отрицательными последствиями в более старшем возрасте. Поэтому от неё нужно своевременно избавиться. Нет возраста более подходящего для этого, нежели дошкольный и ранний школьный.

В лечении заикания и логоневрозов, по нашему мнению, есть только один путь – организация специального сотрудничества школы и врачей, деятельность медико-педагогических центров, в которых решались бы одновременно и социальные и медицинские задачи.

Запись к врачу

!
!
!
После отправки заявки с Вами свяжутся по указанному Вами телефону
+ ЗАПИСАТЬСЯ К ВРАЧУ