На консультации у психолога, границы и типы саморазрушающего поведения у детей и подростков

На консультации у психолога, границы и типы саморазрушающего поведения у детей и подростков

Полезные статьи

Саморазрушающее поведение 24.09.2011

Саморазрушающее поведение

На консультации у психолога: границы и типы саморазрушающего поведения у детей и подростков

Появление ребёнка на свет означает и зарождение ещё одного духовного мира – явления нематериального, но оказывающего наиболее существенное влияние на жизнь человека. Духовный мир из всех творений природы, видимо, наиболее непознаваем и несопоставим ни с чем другим. Диапазон его проявлений, порой фантастических, порой парадоксальных, невероятно обширен. Этот мир может вмещать глубины, сопоставимые только с бездной космоса. В истории человечества не счесть проявлений как высочайшей нравственности, силы духа, так и неподдающихся описанию коварства и низости. В течение всей жизни человека происходят изменения его духовного мира – иногда практически незаметные, а иногда в виде внезапных "откровений", "просветлений", а возможно, и "нравственных падений", меняющих всю суть человека. И всё же к концу подросткового возраста духовный мир человека приобретает достаточно чёткие и стойкие очертания, которые и определяют индивидуальность каждого человека.

Диалектическая сущность всего живого, закон единства и борьбы противоположностей предопределяют наличие не только созидательных, конструктивных сил в человеке, но и проявлений противоположного свойства. Следует учитывать и то обстоятельство, что спонтанное развитие защитных приспособлений организма, особенно формирование психологической защиты и устойчивости у подростков, а также психологические механизмы регуляции социального поведения направлены прежде всего на максимальную адаптацию подростка в данной конкретной ситуации и в данный конкретный момент. Подобная спонтанная и достаточно устойчивая адаптация, например, в среде подростков за счёт физической силы, ловкости и нередко делинквентного поведения, может обусловливать социальную дезадаптацию в последующем периоде жизни человека, когда начинают доминировать духовные и интеллектуальные характеристики.

Любое отклоняющееся поведение является таковым только в определённой системе координат. Поэтому сами по себе никакие девиации, например, поведенческие, сексуальные или в сфере политических взглядов, а также различные конфликты между индивидуумом и обществом не могут быть признаны психическими расстройствами, если они не являются симптомами дисфункции личности.

Личность – понятие динамическое. Как отдельные её проявления, так и личность в целом или претерпевает поступательное развитие, или происходит её деградация, саморазрушение. И то, и другое наиболее многообразно в подростковом возрасте, хотя, казалось бы, что процессы разрушения и не должны практически проявляться в этом периоде. И всё же в подростковом возрасте наблюдается относительный пик этих расстройств. Отчасти это связано с тем, что подростки обычно не ценят своё соматическое благополучие и здоровье. Возможные увечья, болезни, туманная перспектива нескорой смерти никогда, за исключением части подростков с повышенной склонностью к ипохондрическим состояниям, не являлись у молодёжи сколько-нибудь значительным барьером при принятии каких-либо решений и свершении действий.

В последнее время, в силу ряда причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, эти особенности усилились. Ещё в большей степени произошло падение субъективной ценности нравственного здоровья. Нездоровый образ жизни, охвативший практически всю страну, является тем фоном, на котором продолжают распространяться алкоголизация и никотинизация подростков. К сожалению, ещё более быстрыми темпами увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ. Растёт и наиболее ужасное и необратимое проявление саморазрушающего поведения – суициды.

Но отклоняющееся поведение может причинять не только физический вред организму. Праздное времяпровождение, сексуальная распущенность и даже проституция, являясь в большинстве случаев в молодом возрасте транзиторными проявлениями, тем не менее, оставляют на всю дальнейшую жизнь стойкий отпечаток. Поэтому мы рассматриваем саморазрушающее поведение не только и не столько как нанесение физического ущерба организму, сколько как нарушение развития личности, трудновосполняемую утрату духовности, нравственности, приводящее, в конечном счёте, к дисфункции личности и социальной дезадаптации различной степени.

Разумеется, проявления дисфункции личности могут быть как непатологические, так и патологические, а последние носить даже психотический характер. Уровни расстройств личности при саморазрушающем поведении хорошо можно проиллюстрировать на примере приёма алкоголя. Эпизодическое его употребление без проявлений зависимости, конечно же, состояние непатологическое, хотя с этим связанное праздное времяпровождение и пребывание в компании асоциальных подростков способствует отнюдь не развитию личности, а её разрушению. Зависимость от алкоголя – уже патологический уровень, но не психотический. Появление психотических эпизодов в результате приема алкоголя или других токсических веществ означает психотический уровень саморазрушающего поведения. Но саморазрушающее поведение, например, приём алкоголя, может быть и у больного, находящегося в психотическом состоянии. Здесь следует отличать разрушительное действие болезни от саморазрушающих действий и поведения.

Классификация саморазрушающего поведения у подростков:

I. Уровень расстройства личности
а) предпатология
б) непсихотические
в) психотические

II. Тип саморазрушающего поведения
а) угроза для жизни
б) ущерб для физического здоровья
в) ущерб для духовного и нравственного развития
г) ущерб для будущего социального статуса

III. Степень социальной адаптации
а) устойчивая адаптация
б) парциальная адаптация
в) неустойчивая адаптация
г) дезадаптация

С сокращениями, полный текст печатается по изданию:
Попов Ю.В. Границы и типы разрушающего поведения у детей и подростков
// Саморазрушающее поведение у подростков. Сборник научных трудов, том 128, Л., изд. Ленинградского научно-исследовтельского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева под общей редакцией М.М. Кабанова, 1991. - 140 с. - С.5-9.

Запись к врачу

!
!
!
После отправки заявки с Вами свяжутся по указанному Вами телефону
+ ЗАПИСАТЬСЯ К ВРАЧУ