19.06.2016
Молодёжный алкоголизм
Подростковый молодёжный алкоголизм: группы риска, этапы развития раннего алкоголизма, особенности протекания
Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор психического здоровья нации. Растущий уровень потребления спиртных снадобий, увеличение числа больных алкоголизмом, отрицательное влияние злоупотребления алкоголем на здоровье молодёжи, большой экономический и моральный ущерб от пьянства выдвинули эту проблему в большинстве стран мира в число важнейших, имеющих не только медицинское, но и социальное значение. К ранней алкоголизации относят знакомство с опьяняющими дозами алкоголя в возрасте до 16 лет и более или менее регулярное употребление спиртных напитков в 17-18 лет.
Отмечается преимущественное знакомство детей со спиртными напитками в кругу семьи. Чем моложе возраст начала алкоголизации, тем большую роль играет семья. С возрастом всё большее значение в приобщении к алкоголю начинают играть сверстники, друзья, товарищи.
К подросткам группы риска мы относим лиц угрожаемых по развитию алкоголизма: рано приобщившихся к спиртным напиткам, состоявшим на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних, растущих в условиях нарушенной и "алкогольной" микросреды. Многие дети из группы риска обладали часто невыраженной, стёртой органической церебральной недостаточностью. В развитии ранней алкоголизации и алкоголизма можно выделить 3 основных этапа:
1 этап – начала девиантного периода проявляется деформацией личности в направлении готовности к любым формам асоциального поведения и, частности, к ранней алкоголизации;
2 этап – развития ранней алкоголизации состоит в формировании алкогольного стиля жизни, для него характерно начало группового употребления спиртных напитков;
3 этап – становление раннего алкоголизма начинается с периода интенсивного симптомообразования на фоне регулярного потребления алкоголя.
Отмечается сокращение развития алкоголизма в молодом возрасте и малую величину необходимых для этого доз, тяжёлое течение заболевания, глубокий упадок интеллекта, ослабление нравственных чувств, чередование состояния сильного возбуждения с резкой подавленностью у юных алкоголиков и злокачественность течения заболевания. Одним из факторов злокачественности алкоголизма называется возраст знакомства с алкоголем.
Острое алкогольное отравление приводит к значительным изменениям деятельности сердечно-сосудистой системы; проявляющимся бледностью кожных покровов, акроцианозом, похолоданием конечностей и приглушенностью сердечных тонов. Характерным проявлением отравления является многократная рвота. Даже единичное потребление небольших доз спиртных напитков сопровождается у подростков выраженными проявлениями интоксикации, особенно нервной системы. Наиболее тяжёлые отравления наблюдаются у лиц с отягощённым анамнезом, на фоне органической церебральной недостаточностью или сопутствующей соматической патологии.
Подростки выделяют этанол из организма с той же скоростью, что и взрослые, тогда как дошкольники выделяют в два раза быстрее. Действие этанола на сознание прямо пропорционально его концентрации в крови. У маленьких детей повышен риск гипогликемии.
Клиническая картина выраженного опьянения подростка выглядит так: кратковременное возбуждение сменяется общим угнетением, оглушённостью, нарастающей сонливостью, общей вялостью, замедленной, бессвязной речью, потерей ориентации. У подростков отсутствуют характерные для алкоголизма взрослых алкогольные амнезии. Общей из особенностей подросткового алкоголизма является стремление выпивать не иначе как в группе сверстников.
Изначальная толерантность к алкоголю значительно варьирует у подростков. Подражательное стремление к употреблению обязательно опьяняющих доз алкоголя приводит к быстрому нарастанию толерантности и утрате защитного рвотного рефлекса. Если у взрослых толерантность растёт постоянно до самых высоких доз крепких напитков, то у подростков толерантность алкоголя каждый раз индивидуальна и зависит не столько от физического состояния на каждый момент, сколько от количества спиртного, имеющегося в группе.
Рвотный рефлекс держится довольно длительно, что связано не только с невысокой толерантностью, го и с физиологическими особенностями детского организма. В отличие от взрослых, у подростков влечение к алкоголю уже через полгода-год систематического пьянства носит стойкий, навязчивый характер вне опьянения, а с приёмом первой дозы приобретает характер компульсивности.
Абстинентный синдром сходен по симптоматике с состоянием постинтоксикации взрослого и сопровождается чувством разбитости, слабости, головной болью, головокружением, подташниванием, жаждой, сокращённым сном, при этом отмечается умеренная тахикардия. У молодых людей, страдающих алкоголизмом, рано обнаруживаются признаки энцефалопатии, причём в случаях злокачественного течения – вплоть до прогрессирующего фронтального синдрома, обусловленного строфическими процессами в лобной доле. Чем раньше начинается злоупотребление алкоголем, тем больше опасность возникновения органических и психических расстройств. Динамика симптомообразования раннего алкоголизма рассматривается в сравнении трёх групп:
1) группа риска без признаков алкоголизма;
2) с алкоголизмом 1 стадии;
3) с алкоголизмом 2 стадии.
При анализе величины толерантности у подростков без алкоголизма переносимость этанола примерно в два раза больше, чем у представителей групп с 1-2 стадиями больные с 2 стадией отличались от больных с 1 стадией только величиной максимальной суточной переносимости этанола. По показателям кратности увеличения толерантности у подростков без алкоголизма встречалось только двух-трёхкратное увеличение, и то время как у больных с 1 и 2 стадиями заболевания до 5-кратного, при этом по частоте различий между стадиями нет.
Защитный рвотный рефлекс у подростков всех групп проявлялся практически в одно время – вслед за началом эпизодического употребления алкоголя.
Появление "чувства дозы" происходило при начале частого употребления алкоголя. Причём подросткам без алкоголизма требовалось на это в два раза меньше, чем больным с 1-2 стадиями. Утрата ситуационного контроля происходила одновременно с утратой количественного контроля у тех больных, которые ранее успели его выработать, у подростков с 1 и 2 стадиями алкоголизма, но у больных с 2 стадией этот симптом отмечался позднее.
Психический комфорт в опьянении имели все больные алкоголизмом ко второму году алкоголизации. Физический комфорт в опьянении достоверно отличал 2 стадию алкоголизма. Следом за формированием психического и физического комфорта возникает осознание обсессивного влечения, а затем и компульсивного влечения. Больные со 2 стадией чаще обнаруживали обе разновидности влечения. Продолжительность абстинентного синдрома невелика и обнаруживается он в среднем через два года алкоголизации.
Хотя алкоголизация подростков носит групповой характер, однако эпизодические выпивки в одиночку всё же встречаются. Если у подростков без признаков алкоголизма они мотивированы любопытством, то больных алкоголизмом заставляет нарастающее влечение к спиртному. Таким образом, в диагностике раннего алкоголизма вполне продуктивной оказалась общепринятая в наркологии систематика заболеваний. Больные с 1 стадией заболевания достоверно отличаются от подростков группы риска частотой следующих признаков:
- они раньше знакомятся с алкоголем и поэтому имеют большой алкогольный стаж при равном среднем возрасте;
- имеют более высокие толерантность и кратность её увеличения;
- более злокачественные формы потребления;
- утраченные защитные механизмы и количественный контроль;
- обсессивное влечение и психический комфорт в интоксикации, более выраженный постинтоксикационный синдром и формирующийся абстинентный синдром, у них отмечается большая длительность опьянения;
- происходит большее повышение затрат на алкоголь и употребляются его заменители.
Больные со 2 стадией отличаются отягощением всех перечисленных характеристик, а также появлением ложных и истинных запоев, стойкими амнестическими формами опьянения, большей частотой выпивок в одиночку. В последние годы активно внедряется медико-социальная стратегия помощи подросткам, отягощённым наркологической проблематикой. Открываются отделения медико-социальной помощи населению.
С сокращениями, полный текст печатается по изданию:
Ткаченко Е.С. Ранний алкоголизм (беседа для медицинских работников)
// Профилактика наркологических заболеваний. – Омск: БУЗОО "Наркологический диспансер", 2009. – С. 63-66.