Трудные дети: кто виноват и что делать?

Трудные дети: кто виноват и что делать?

Полезные статьи

Трудные дети 12.07.2011

Трудные дети


Трудные дети: кто виноват и что делать?

Дети – наше будущее! Однако как часто это "будущее" оказывается, к сожалению родителей и педагогов, весьма проблемным. Современная наука свидетельствует, что у большей части наших детей имеются психические расстройства. Но далеко не каждого нуждающегося в помощи ребёнка родители ведут на консультацию к детским специалистам – психиатру, наркологу, психотерапевту, психологу, логопеду и дефектологу. Часто детские капризы, нарушения учёбы, поведения и сна принимаются как временные, как пробелы в воспитании, и серьёзно не воспринимаются. Родители, а зачастую и педагоги считают, что надо просто быть "построже", потуже "затянуть гаечки" и всё исправится. Чем же грозит в будущем невыявленное психическое расстройство у ребёнка, какова его природа и в чём заключается особый подход в воспитании и обучении таких детей?

Следует отметить, что сегодня детские психические расстройства представляют всё большую проблему не только для родителей, но и для педагогов. Школьные учителя всё чаще сталкиваются с проблемами в поведении и обучении детей: неусидчивостью, нарушением внимания, проблемами в восприятии и запоминании новых знаний, нарушениями поведения. Если эти проявления слишком выражены, родителям рекомендуют обратиться за медицинской помощью. Если же отклонения умеренные, то в этом случае практикуется оставление после уроков, дополнительные домашние задания, наказания и т.п... Всё это истощает в итоге и без того бедные энергетические ресурсы детей с так называемой "органической паталогией нервной системы" и ещё больше усугубляет проявления заболевания.

Быстрая утомляемость, эмоциональная лабильность (т.е. лёгкий порог возникновения эмоций: слёз, обид) некоторыми родителями рассматриваются как следствие дефектов воспитания или избалованности ребёнка. В результате время, когда можно было эффективно помочь ребёнку, зачастую бывает упущено. В дальнейшем это может повлечь серьёзные социальные последствия: проблемы с учёбой, нарушением адаптации в коллективе и освоения профессии. Психически больной ребёнок также более склонен к противоправным формам поведения, быстрому развитию различного вида зависимостей (алкогольной, наркотической, игровой), психосоматическим заболеваниям.

В чём же причина возникновения психических расстройств, каковы особенности воспитания и обучения таких детей? Сегодня многие родители проблемных школьников не имеют представления о болезненной природе нарушения поведения, усидчивости, внимания и памяти. Причиной возникновения перечисленных психических расстройств может являться повреждение головного мозга ребёнка во время беременности матери, при родах или в раннем возрасте вследствие травм или перенесённых инфекций. Часть мозга полноценно не функционирует, а здоровая, в результате, функционирует с двойной нагрузкой. Непонимание механизма этих расстройств приводит к грубым ошибкам в воспитании и обучении таких детей.

Проблема детских психических расстройств является многогранной, затрагивает семейное воспитание, образование, психологию и социальную работу. Поэтому для её успешного решения необходима всесторонняя заинтересованность специалистов, работающих с детьми, и родителей. Родители должны осознавать необходимость экономно использовать ограниченные энергетические ресурсы нервной системы ребёнка, адекватно их восстанавливать достаточным отдыхом. Важно также понимать необходимость комплексного сопровождения детей с участием специалистов, корректирующих нарушенное развитие ребёнка (логопедов, дефектологов, психологов, врачей). Важным аспектом оказания помощи детям с особенностями в развитии и, в той или иной степени выраженности, психическими расстройствами является медикаментозное лечение ноотропными, сосудистыми препаратами и витаминно-минеральными комплексами. Современные лекарства, вопреки расхожему мнению, не вызывают зависимости и не мешают развитию ребёнка. Очень эффективно применение психотерапии.

Что же должно в первую очередь насторожить родителей малышей в возрасте до 5-7 лет? Во-первых, следует обратить внимание на тот диагноз, с которым малыш выписывается из родильного дома. Если в его медицинской карте есть один из таких диагнозов как перинатальная энцефалопатия (ПНЭ или ПЭП), церебральная ишемия или недостаточность мозгового кровообращения (НМК), то уже можно предположить, что ребёнок начал жить с повреждённым мозгом. Такие малыши обычно имеют проблемы с засыпанием, аппетитом, отличаются высокой эмоциональной лабильностью, чрезмерной активностью, у них могут быть такие расстройства как энурез, т.н. тики. Одним из показателей повреждения мозга является отставание в речевом развитии, заикание. Однако следует отметить, что отдельно взятое проявление ещё не является синдромом! Поэтому при всех вышеперечисленных проявлениях необходима своевременная консультация компетентных в этих вопросах работающих в Омске детского психиатра, психолога, логопеда, дефектолога и других специалистов.

Запись к врачу

!
!
!
После отправки заявки с Вами свяжутся по указанному Вами телефону
+ ЗАПИСАТЬСЯ К ВРАЧУ