Роль семейной терапии в социально-реабилитационных процессах при юношеских психических расстройствах

Роль семейной терапии в социально-реабилитационных процессах при юношеских психических расстройствах

Полезные статьи

Роль семейной терапии 27.12.2011

Роль семейной терапии


Роль семейной терапии в социально-реабилитационных процессах при юношеских психических расстройствах

При создании комплекса лечебных и социально-реабилитационных мероприятий в работе с психически больными юношеского возраста важнейшее место должно быть уделено семейной терапии. Это связано с тем, что психические расстройства, возникающие в юношеском возрасте, часто приводят к значительной социальной дезадаптации, искажению социального и личностного развития, которые могут быть обусловлены как интрапсихическими факторами, т.е. особенностями протекания самого психического расстройства и преморбидными личностными характеристиками, так и интерпсихическими или межличностными факторами, т.е. особенностями взаимодействия с социальной средой, в которой решающее место занимает семейное окружение больного.

Специфика семейного окружения психически больного юношеского возраста состоит в том, что это, как правило, его родительская семья. Психическое заболевание в данном случае часто нарушает естественный процесс взросления, психологического и реального отделения от родителей, усугубляет напряжённость и конфликтность отношений, часто делает уже взрослого юношу полностью зависимым от его родительской семьи. В связи с этим особую важность в семейной терапии психических расстройств юношеского возраста приобретает задача формирования адекватного отношения к больному как к личности, обладающей несмотря на болезнь определёнными, порой достаточно широкими возможностями, реализовать которые может и должна помочь родительская семья, по шагам предоставляя больному самостоятельность в принятии жизненных решений, корригируя неадекватные притязания и нормы поведения и способствуя развитию сохранных сторон личности.

Работа с семьёй психически больного юношеского возраста состоит из нескольких этапов, каждый из которых направлен на решение конкретных задач на пути формирования благоприятной психологической атмосферы семейного окружения, позволяющей наехать социальной и личностной дезадаптации больного. Первый этап состоит в оказании психологической помощи семье, находящейся в кризисном состоянии в результате возникновения психического расстройства у одного из членов семьи, в данном случае у подростка или юноши.

Семья проходит определённые стадии в своём отношении к факту психического заболевания, учёт особенностей которых необходим для установления контакта и терапевтического альянса между родственниками и медицинским персоналом. Выделяется шесть основных стадий:
  • Переходный период, когда психические отклонения воспринимаются родителями только как особенности характера или дурные привычки;
  • Стадия отрицания, когда семья не хочет или не может поверить в факт психического заболевания;
  • Стадия тревоги, когда понимание родителями факта психического заболевания вызывает у них растерянность, тревогу и даже различные субклинические расстройства;
  • Стадия поиска объяснений, когда семья пытается разобраться в причинах возникновения психического расстройства;
  • Стадия эмоционального отреагирования, характеризующаяся бурными эмоциональными проявлениями от жалости и чувства собственной вины до гнева и возмущения;
  • Стадия принятия, т.е. адекватного осознания реальности и поиска своего места в преодолении болезни и помощи больному.

Основная психотерапевтическая задача на данном этапе состоит в помощи семье при прохождении всех стадий эмоционального переживания, принятия и осознания реальности, что способствует сохранению душевного равновесия в семье, предотвращению психогенных реакций, формированию адекватного отношения к болезни и больному, что создаёт условия для превращения семьи в главного помощника в борьбе с болезнью и её последствиями.

Второй этап семейной терапии при юношеских психических расстройствах может быть условно обозначен как этап информационно-педагогический. Его задача состоит в предоставлении семье больного доступной информации о заболевании, его основных симптомах и возможных последствиях, об особенностях лечения, основных лекарствах, необходимости длительного (постоянного) приёма назначенных препаратов, особенностях режима и диеты и т.д. Необходимым является и обучение основным эффективным способам коммуникации с больным, получение сведений о реальных возможностях больного, возможно и усвоение некоторых приёмов само- и взаимопомощи, что связано с фактической необходимостью осуществлять психотерапевтическую функцию при взаимодействии с больным. Наибольшую сложность при этом представляют сложившиеся в семье стереотипы воспитательных и коммуникативных воздействий, которые с трудом поддаются изменению.

Наконец, третий этап может быть обозначен как собственно психотерапевтический и состоит в работе с семейными отношениями и семейными проблемами, возникающими как у больного, так и у его родителей в процессе их реального функционирования как единой семейной системы. Задача эта является достаточно сложной, требующей как индивидуальной психотерапии с больным или его родителями, так и совместной семейной терапии, поэтому вряд ли она может быть решена в условиях стационара, в данном случае требуется организация амбулаторной психологической службы в комплексе с другими социально-реабилитационными мероприятиями, носящими длительный характер. Однако уже на этапе отвода в ремиссию возможно начало подобной работы одновременно с работой, условно обозначенной нами как информационно-педагогическая.

Выделение этапов семейной терапии является достаточно условным, однако позволяет специалистам медико-психологического центра "Парацельс" более чётко ставить конкретные задачи работы с семьёй психически больного юношеского возраста и осуществить необходимое разделение функций между врачом, психологом, другим медицинским персоналом при построении стратегии семейной терапии.

Запись к врачу

!
!
!
После отправки заявки с Вами свяжутся по указанному Вами телефону
+ ЗАПИСАТЬСЯ К ВРАЧУ