Социально-психологические факторы риска и особенности развития раннего алкоголизма, информация для психологов и медработников

Избавление от алкогольной зависимости

Лечение алкоголизма
кодировка от алкоголя

Анонимно, по низким ценам, с гарантией

Ранний алкоголизм 28.11.2015

Ранний алкоголизм

Социально-психологические факторы риска и особенности развития раннего алкоголизма: информация для психологов и медработников

Как известно, в детском и подростковом возрасте поведение в значительной мере определяется характерными для этого периода жизни реакциями: имитации, эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения и формирующегося сексуального влечения. В качестве факторов, способствующих ранней алкоголизации, нас в большей мере могут интересовать первые три. Реакция имитации – естественная реакция детского и подросткового возраста, и во все времена именно эта реакция способствовала приобщению детей и подростков к алкогольным традициям. В последнее же время стало больше факторов, способствующих проявлению реакции имитации.

Перечислим лишь некоторые из них: к употреблению алкогольных напитков вообще и к пьянству в частности общество стало относиться более лояльно, спиртные напитки, в том числе и суррогатные, доступны в любое время суток, самогоноварение процветает при абсолютной пассивности правоохранительных органов. Усилению действия реакции имитации способствует реклама, подчас очень привлекательная.

Ведущим социопсихологическим фактором в развитии аддиктивного поведения является реакция группирования со сверстниками. В последнее время этот фактор стал приобретать ещё большее значение с ростом безнадзорности, что значительно осложняет наркологическую ситуацию. В алкоголизацию, а также употребление летучих растворителей всё более вовлекаются дети из социально неблагополучных семей, контроль за которыми ослаблен. Такие дети часто бродяжничают, не посещают школу, группируются с себе подобными и приобщают друг друга к употреблению доступных опьяняющих веществ. Таким образом, важным предрасполагающим фактором развития ранней алкоголизации является нарушение взаимоотношений в семье.

Неполная семья в специальной литературе часто упоминается как обстоятельство, способствующее как делинквентности, так и аддиктивному поведению. Дело, конечно, не просто в неполной семье, а в том, что в ней труднее осуществить правильное воспитание. Не меньшее, а может быть и большее значение имеют семьи деформированные, или распадающиеся, что часто приводит к противоречивому воспитанию или к недостаточному вниманию к ребёнку. В таких случаях толчком к аддиктивному поведению может служить эмоциональное отвержение со стороны родителей. Ребёнку в такой семье не хватает эмоционального тепла, искренней любви, понимания, сопереживания. Алкоголизация становится одной из форм психологической защиты.

Наиболее важным семейным фактором считаются асоциальные семьи с пьянством, криминалами родителей и жестоким отношением друг к другу внутри семьи. Именно с такими семьями связаны безнадзорность и жестокое отношение к детям. Именно дети и подростки из таких семей становятся "уличными", группируются между собой, а опьяняющие вещества служат главным способом развлечения в подобных группах. В силу действия алкогольных традиций и реакции имитации, характерной для детского возраста, чаще всего таким веществом становится алкоголь.

Особенности алкогольных обычаев семьи во многом определяются её социальным статусом, образованием и культурным уровнем родителей. Они обуславливают пути и возраст приобщения детей к потреблению спиртных напитков, их взгляды и установки в отношении алкоголизации, её характер. Так осуществляется "наследование" алкогольных обычаев одного поколения другим.

Алкогольные обычаи микросоциальной среды во многом определяют алкогольные установки детей, их оценку пьянства окружающих, отношение к возможности собственной алкоголизации и её динамику. Они являются первым и наиболее важным звеном в развитии алкоголизации у подростков, изначально формируя уровень "социальной толерантности" к пьянству.

В отношении несовершеннолетних, прежде всего, подтверждается неблагоприятное значение неустойчивого типа акцентуации характера и психопатии. Представители этого типа неспособны к систематическому труду, к действиям, требующим настойчивости и упорства. Для неустойчивых подростков учёба и труд становятся непосильными нагрузками, и только в безделье они чувствуют относительный комфорт. Они постоянно нуждаются в стимуляции со стороны, в частности в притоке развлекающей информации. Однако поступающая информация должна быть простой и лёгкой, не требующей интеллектуального напряжения.

Гедонистическая установка – неотъемлемая черта их характера. Социально приемлемые способы развлечений скоро наскучивают, возникает тяготение к новым, более острым переживаниям. Подходящую "духовную пищу" лучше всего поставляет уличная компания сверстников, и ней же происходит знакомство с алкоголем, и продолжается алкоголизация.

Вслед за неустойчивым типом психопатии и акцентуации характера в отношении риска развития аддиктивного поведения и, в частности, алкоголизации следуют эпилептоидный, гипертимный и истероидный типы. Но этот риск особенно возрастает, когда все эти типы оказываются смешанными, т.е. когда на соответствующее конституциональное ядро наслаиваются черты неустойчивого типа.

Гипертимные подростки отличаются слабой устойчивостью к влиянию компаний в отношении соблазна злоупотребления алкоголем, алкоголь вызывает у них выраженную эйфорию и бывает привлекателен как средство, способствующее групповой коммуникации. Главной отличительной чертой подростков гипертимного типа является возможность длительного злоупотребления без развития зависимости. Возможно, что присущий гипертимам высокий биологический тонус, постоянное стремление к деятельности, наличие заманчивых планов на будущее препятствует быстрому развитию индивидуальной психической зависимости (групповая зависимость возникает довольно легко). Зато у представителей гипертимного типа нередко бывает отчетливо выражен "первичный поисковый наркотизм" – желание перепробовать на себе действие самых разных веществ.

При эпилептоидной психопатии и акцентуации характера никаких преград к аддиктивному поведению может не быть. Если же эпилептоидный подросток начинает злоупотреблять алкоголем, то влечение пробуждается быстро и отличается значительной силой. Эпилептоиды вообще тянутся к тому, что "сильно бьёт по мозгам", спиртные напитки они предпочитают крепкие и в больших дозах.

Для истероидных подростков алкоголь может быть привлекательным как средство, дающее те ощущения, которых истероиду не хватает – вселяет уверенность в себе, облегчает вожделенное лидерство среди сверстников, пробуждает бесстрашие. Как известно, отличительными чертами истероидов являются претенциозность и желание быть постоянно в центре внимания. В алкоголизирующейся компании истероидный подросток стремится показать свою выносливость к алкоголю, жаждет всех "перепить". Этим он зачастую стимулирует развитие симптомов алкоголизма.

В завершение обзора социопсихологических факторов, предрасполагающих к развитию раннего алкоголизма следует сказать, что в отношении каждого конкретного ребёнка, как правило, действует несколько указанных факторов.

Возраст начала алкоголизации в последнее время всё более снижается. Если по данным литературы и по нашим наблюдениям ещё в 90-е годы первые осознанные опьянения падали на возраст 14-15 лет, то в настоящее время в связи с указанными выше факторами (рост безнадзорности, асоциальные семьи и т.д.), мы чаще всего отмечаем возраст начала алкоголизации 12-13 лет.

Представляется возможным выделить основные клинико-социальные особенности развития раннего алкоголизма:
  1. Раннее начало алкоголизации в асоциальной среде. Некритичное, терпимое или откровенно снисходительное отношение к употреблению спиртного со стороны родителей и родственников.
  2. Высокая "социально-нравственная" толерантность к пьянству в силу злоупотребления спиртными напитками в семье и компании, что приводит к угасанию и без того несовершенных социальных защитных механизмов.
  3. Своеобразие алкогольного опьянения у подростков, проявляющееся кратковременной эйфорией, быстрым наступлением депрессивно-злобного аффекта, психомоторным возбуждением, различной глубиной выключения сознания, что провоцирует асоциальное поведение в интоксикации.
  4. Групповой характер потребления, само- и взаимоиндукция в развитии ранних проявлений алкоголизма: формы потребления, подавления защитных биологических и социальных механизмов.
  5. Подростки, больные алкоголизмом, отличаются изначально большей суточной переносимостью алкоголя. В начальной стадии алкоголизма сохраняется лабильность уровня толерантности, проявляющаяся её снижением при воздержании, что, видимо, свидетельствует о сохранности компенсаторных механизмов.
  6. Резкое сужение круга активной социальной жизни до проблем и интересов компании, учащение и утяжеление криминогенных форм поведения в опьянении. Алкоголизация вплетается в единый блок асоциального поведения, являясь его неизбежной составной частью.
  7. Огрубение личности, которое у взрослых отчетливо проявляется на 2-3 стадиях болезни, у подростков становится заметным ещё до того, как сформировался алкоголизм. Данный возраст – период формирования характера, и неблагоприятные влияния на него особенно пагубны. Подобными влияниями оказываются не только тяжёлые интоксикации, действующие на мозг, но ещё более – окружающая компания пьющих сверстников, где происходит усвоение стереотипов алкогольного поведения. Итогом становятся несвойственные ранее подростку развязность, грубость, притупление чувства долга, сочувствия даже к близким, утрата тонкой эмоциональности.
  8. Отсутствие контроля над количеством потребляемого алкоголя в детско-подростковом возрасте не всегда является проявлением алкоголизма. Часто отсутствие количественного контроля бывает обусловлено влиянием компании, в которой происходит употребление спиртного. Желание не отстать от товарищей заставляет подростка пить до глубокой степени интоксикации. Утрата ситуационного контроля происходит практически одновременно с утратой количественного контроля, этим как бы иллюстрируя злокачественность раннего алкоголизма и во многом отражая несостоятельность, а часто асоциальность микросоциальной среды подростка.
  9. Ранние попытки утреннего приёма спиртного в алкогольной компании ("индуцированное опохмеление"), потенцирующее истинные биологические механизмы формирования физической зависимости.
  10. Частое сочетание ранней алкоголизации с лекарственными препаратами, суррогатами алкоголя и средствами бытовой химии.
  11. Абсолютное большинство подростков обнаруживают полную анозогнозию, связанную с возрастными особенностями отношения к своему здоровью и личностной изменённостью.

С сокращениями, полный текст печатается по изданию:
Соколов С.А. Социально-психологические факторы риска и особенности развития раннего алкоголизма (лекция для психологов, медицинских работников)
// Профилактика наркологических заболеваний. – Омск: БУЗОО "Наркологический диспансер", 2009. – С.80-84.

Запись к врачу

!
!
!
После отправки заявки с Вами свяжутся по указанному Вами телефону
+ ЗАПИСАТЬСЯ К ВРАЧУ