Великий психотерапевт, о Зигмунде Фрейде как психотерапевте и личности

Великий психотерапевт, о Зигмунде Фрейде как психотерапевте и личности

Полезные статьи

Зигмунд Фрейд 05.09.2011

Зигмунд Фрейд


Великий психотерапевт: о Зигмунде Фрейде как психотерапевте и личности

Обратившись к психотерапии уже сложившимся известным учёным-невропатологом, и – под впечатлением от Жана Шарко – радикально переориентировавшийся с физиологического на психологический образ мышления, Фрейд всю последующую жизнь провёл в безостановочном страстном творческом поиске, т.к. разработанный им психотерапевтический метод служил одновременно экспериментальным исследовательским целям.

Психотерапия – особый метод. В нём фундаментальную роль играет личность психотерапевта, вплоть до убеждения, что это терапия личностью врача. Одержимый своими теориями, их клинической проверкой, активным обсуждением, постоянным развитием, Фрейд имел давний и разносторонний опыт частнопрактикующего врача. Он был "многосторонней, богатой, неоднозначной, противоречивой натурой". Помимо незаурядных талантов, он обладал стойкостью и мужеством борца, верного своему призванию, сумевшему выстоять перед лавиной часто оскорбительной критики даже личного характера, перед полным неприятием. "А. Гохэ и О. Бумке на конгрессах психиатров призывали к бойкоту психоанализа и его изгнанию с помощью полиции... У Крепелина для Фрейда находились лишь насмешки и издевки, если не полное презрение" (К. Колле).

Неслучайно основополагающей чертой Фрейда была интеллектуальная честность. "На место неискренности, показного дружелюбия и стремления пригладить неприятные факты, он поставил умение настоять на беспощадной правде, скрупулёзность исследования и смелость в попытке "нарушить всемирную спячку"... Он наотрез отказывался принять какое-либо положение на основании давления сверху. Он не терпел тех, кто делал это из-за лености мысли или трусости, или желая уладить всё с наименьшим дискомфортом для себя" (Ганс Сакс). Таким он был, в первую очередь, по отношению к самому себе. "Узнать всю правду, как бы тяжела она не была" (Макс Шур). Одним из выдающихся нововведений психоанализа является требование предварительно подвергнуться анализу самому – зеркало должно быть чистым, незамутнённым собственными комплексами.

Никогда не приукрашивая себя, Фрейд с антипатией относился к распространению приватной информации для широкой публики. Фрейд никогда не боялся брать всю полноту ответственности на себя, как, например, в случае с выдающимся дирижёром Бруно Вальтером. Даже в годы, когда сам испытывал финансовые трудности, он помогал материально не только своим нуждающимся ученикам, но даже некоторым пациентам. В ряде случаев, как например, с поэтом Бруно Гецем, Фрейд принимал решение не проводить анализ, чтобы пациент сохранил свой сложный внутренний мир и продолжал писать стихи (те же соображения заставили отказаться от психоанализа и Р.М. Рильке). Из грандиозной мемуарной литературы, многих тысяч писем однозначно выступает высокое благородство его натуры (М. Гротьян, Ю. фон Шайдт).

Великий скептик-рационалист, он был непримиримым атеистом, совершенно не переносившим оккультизм. В. фон Вайцзекер называет Фрейда "одним из наиболее высокообразованных людей своей эпохи, в котором не было и следа академического педантизма". Фрейд прожил на 13 лет больше Крепелина, хотя в 1923 году он перенёс первые две тяжёлые операции по поводу рака, от которого, в конце концов, и погиб, и который переносил достойным образом. Он перенёс на себе также, что значит не быть честным с больным. Всю жизнь его преследовал антисемитизм, и последние годы его жизни были омрачены гибелью членов его семьи в нацистском концлагере, а его самого выкупили накануне смерти.

Прирождённый лидер, сплотивший вокруг себя большой круг талантливых неординарных людей, он пережил постепенное отпадение многих из них (1911, 1913, 1924, 1929 гг.), а с приходом нацистов даже антисемитское (на деле карьеристское) поведение К.Г. Юнга, – швейцарского гражданина, по собственной воле занявшего в 1933 году место президента Германского психотерапевтического общества и главного редактора "Центрального психотерапевтического журнала" вместо подавшего в отставку Эрнста Кречмера, согласившись "развивать психиатрию на основе принципов мировоззрения национал-социализма" и выступив с грубыми нападками на "еврейские теории" Фрейда и Адлера, "бездушное материалистическое движение", "продукт нетворческой расы, которая не в состоянии охватить созидательную интуитивную германскую гениальность". В 1933 году в Берлине были сожжены книги Фрейда. Восприятие Фрейда двоится: его теория постоянно подвергалась остракизму со всех сторон, от властей до друзей, но его личность внушала всем уважение. А личность – главное в психотерапии.

Текст печатается по изданию:
Савенко Ю.С. Великий психотерапевт: О Зигмунде Фрейде как психотерапевте и личности
// Независимый психиатрический журнал. - 2006. - II. - С.6.

Запись к врачу

!
!
!
После отправки заявки с Вами свяжутся по указанному Вами телефону
+ ЗАПИСАТЬСЯ К ВРАЧУ