Об интеграции усилий в деле борьбы с наркоманией на территории Омской области

Об интеграции усилий в деле борьбы с наркоманией на территории Омской области

Полезные статьи

Борьба с наркоманией 31.08.2011

Борьба с наркоманией


Об интеграции усилий в деле борьбы с наркоманией на территории Омской области

Разработка государственных, региональных и местных (городских) программ по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, принятие соответствующих законов, активное участие специалистов и общественных организаций в разработке правовых аспектов и законодательных инициатив позволяет реально противодействовать наркомании и наркобизнесу. Примером является интеграция усилий законодательных, представительных и исполнительных органов власти и местного самоуправления, а также общественников, заинтересованных служб и ведомств в Омской области. В течение последних 10 лет анализ наркоситуации, обобщение материалов, подготовка соответствующих законопроектов и программ ведётся Законодательным Собранием совместно с управлениями, комитетами, отделами Администрации Омска, Правительства области, а также медицинской и педагогической общественностью региона.

Следует отметить, что с созданием в структуре УВД Омской области в 1991 году специализированной службы, организация работы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков значительно активизировалась. Однако, учитывая значимость вопроса, в 1995-1996 годах депутатами Омского городского Совета и Законодательного Собрания области были проведены совместные парламентские слушания по проблемам алкоголизма, наркомании и токсикомании. Эти вопросы неоднократно изучались на заседаниях соответствующих комитетов и комиссий.

При этом анализ статистических данных за 1991-1996 годы, результаты деятельности подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков выявили весьма тревожные тенденции и свидетельствовали о неуклонно развивающейся наркотизации населения области. Так, число состоящих на официальном наркологическом учете за эти пять лет увеличилось почти в четыре раза, в т.ч. среди детей и подростков в 77 раз. Кроме увеличения подростковой наркомании отмечался рост контрабанды наркотиков из-за рубежа. Это объяснялось тем, что г. Омск стал пограничным городом, расположенным на пути транспортировки наркотиков из республик Средней Азии, а также Афганистана, Пакистана, Китая, а Омскому аэропорту был придан статус международного. Кроме того, в связи с наличием большого количества высших и средних учебных заведений, г. Омск также явился благоприятным рынком сбыта наркотических средств. Отмечалось также отсутствие в регионе отвечающих современным требованиям учреждений для лечения и реабилитации лиц, допускающих немедикаментозное потребление наркотиков.

В целях сдерживания незаконного оборота наркотиков, поэтапного сокращения наркомании и связанных с ней правонарушений местным самоуправлением г. Омска принята "Программа противодействия распространению наркомании на 1996-1997 годы". Законодательным Собранием Области утверждена соответствующая целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению и незаконному обороту наркотиков на 1996-1997 годы". Реализация мер, предусмотренных городской и областной целевыми программами, позволила эффективнее противостоять распространению наркотиков на территории Омской области, скоординировать усилия служб УВД и других ведомств в борьбе с этим злом. В регионе начала формироваться комплексная система профилактики и лечения наркомании, примером является открытие в феврале 1997 году при активной поддержке ряда депутатов Городского Совета детско-подростково-го наркологического диспансера Центрального административного округа г. Омска. Диспансер призван обеспечить весь комплекс мер по лечению, профилактике и реабилитации психофизиологических зависимостей детей и подростков-наркоманов.

Концепция деятельности окружного наркологического диспансера в современных условиях предполагает сдвиг акцента с лечения, ориентированного на физический уровень (детоксикация организма), и диспансеризации на работу с человеком, включенным в систему широких социальных связей (психологический и социальный уровень). Таким образом, объектом лечения, профилактики и реабилитации для специалистов наркодис-пансера становится не только индивид с его психической и физической зависимостью, но и семья и внутрисемейные связи, психологические проблемы и конфликты, способствующие наркотизации, а также система отношений пациента в малых коллективах (класс, школа, институт и т.д.).

Профилактическая работа осуществляется синхронно всем стадиям социализации индивида, начиная с деятельности специалистов наркодиспансера в женских консультациях, детских садах и поликлиниках и заканчивая центрами досуга молодёжи, ВУЗами, общественными и религиозными объединениями. Дополнительно специалисты диспансера берут на себя функцию координации социальных служб на уровне администрации округа для сбора информации и проведения мероприятий по профилактике наркозависимостей в масштабе всего административного округа. Для решения вышеназванных задач диспансер привлекает квалифицированных специалистов необходимых профилей (практиков и научных сотрудников), координирует деятельность и осуществляет на своей базе учебу психологов, психотерапевтов и педагогов.

Как показала практика, открытие специализированных учреждений, разработка целевых программ противодействия злоупотреблению и незаконному обороту наркотиков позволили сконцентрировать усилия правоохранительных органов, заинтересованных служб и ведомств на наиболее важных направлениях борьбы с наркоманией и полностью оправдали себя. Именно поэтому в 1998 году местным самоуправлением г. Омска и Законодательным Собранием области пролонгированы на последующие годы соответствующие городская и областная программы борьбы с наркоманией. Кроме того, Законодательное Собрание Омской области поддержало обращение Саратовской областной Думы к руководству страны о полном и незамедлительном финансировании Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту".

Выполнение целевых антинаркотических программ строится на основе объединения усилий заинтересованных государственных органов и местного самоуправления, общественных формирований и граждан; повышения раскрываемости преступлений, связанных со сбытом и контрабандой наркотиков; сочетания уголовно-правовых мер и информационно-пропагандистской работы, направленной, прежде всего, на наиболее уязвимые категории населения - безработных, учащихся школ и студентов. При этом активно используется зарубежный опыт. Приоритетными направлениями нашей областной программы являются:
  • установление надежного заслона проникновению наркотиков на территорию Омской области;
  • выявление и привлечение к ответственности распространителей наркотиков среди населения - особенно в молодёжной среде;
  • профилактика и выявление в начальной стадии потребителей наркосодержащих веществ;
  • расширение сети специализированных наркологических учреждений для оказания медико-психологической помощи страдающим от наркомании.

Тем не менее, проводимую работу нельзя было рассматривать как удовлетворительную и полностью сдерживающую рост незаконного оборота наркотиков. Анализ наркоситуации, складывающейся на территории области в конце 90-х годов прошлого века, показал, что сохранялся ряд наиболее неблагоприятных тенденций ее развития, в т.ч. - появление в незаконном обороте более дорогостоящих и сложных в изготовлении видов наркотиков. Рост подростковой наркомании и, связанной с этими факторами, общеуголовной преступности; произошло увеличение объемов контрабанды из стран Ближнего и Дальнего Зарубежья. В связи с вышеизложенным, в 1999 году при активной поддержке и помощи общественных организаций и заинтересованных специалистов Законодательное Собрание области принимает Закон "О профилактике наркомании и токсикомании на территории Омской области". Закон значительно совершенствует правовое поле в деле профилактики наркомании и токсикомании, определяет компетенцию государственных органов и муниципальных образований в этой работе на территории региона, уточняет нормы взаимодействия всех заинтересованных организаций и ведомств в профилактической, лечебной и реабилитационной работе.

Большое внимание в Законе уделяется первичной профилактике наркомании и токсикомании, включающей в т.ч. и раннее воспитание у несовершеннолетних внутренней системы запретов на аддиктивное поведение, а так же воспитание неаддиктивной системы получения удовольствий и снятия напряжения. Закон определяет выделение в областном бюджете отдельной строкой финансирования областных программ по профилактике наркомании и токсикомании, выделение на конкурсной основе целевого финансирования из областного и муниципального бюджетов по представленным программам организаций, занимающихся лечением и профилактикой наркомании и токсикомании. Наконец, по инициативе общественных организаций с целью привлечения внебюджетных средств в законе провозглашено создание областного целевого внебюджетного фонда по профилактике наркомании и токсикомании.

Однако, в правовом поле остаются некоторые пробелы в сфере профилактики и лечения наркомании, сдерживании оборота и потребления наркотиков. Не позволяют успокоиться и данные, отражающие динамику распространённости наркологических расстройств в Омской области за 2000-2004 годы из расчёта на 100 тыс. населения. Так, токсикомания за эти годы среди подростков выросла в 1,64 раза, среди детей - в 3,4 раза, а среди женщин в 5 раз. На треть увеличилось и число наркоманов. В 1,5 раза увеличилось злоупотребление токсическими веществами, причём среди детей и подростков - более чем в два раза. Поэтому, в настоящее время ряд общественных организаций настаивает на принятии Законодательным Собранием области Закона "О психиатрической и наркологической помощи в Омской области и гарантиях прав граждан при ее оказании". Этот закон определит основания и порядок оказания в т.ч. и наркологической помощи, гарантирует охрану прав и законных интересов граждан при оказании им такой помощи, установит права и обязанности лиц, ее осуществляющих. Законом, в частности, будут определены виды наркологической помощи, гарантированные государством и оказываемые бесплатно, а так же виды услуг, оказываемые на платной основе. Таким образом, мы уверенны, принятие этого закона позволит значительно усовершенствовать областную нормативно-правовую базу и будет способствовать созданию цивилизованных правовых отношений в сфере борьбы с наркоманией и токсикоманией на территории Омской области.

Мы надеемся также на дальнейшее продуктивное взаимодействие в рамках принятых комплексных целевых антинаркотических программ и законов всех уровней власти, местного самоуправления и общественных организаций, заинтересованных служб и ведомств. Мы уверены, только активная интеграция усилий в борьбе с наркоманией позволит нам взять ситуацию под контроль, остановить распространение наркомании на территории региона, поэтапно сократить связанные с ней правонарушения, заболеваемость и смертность. Мы призываем к активному диалогу всех, кто осознает значимость объединения сил в деле сохранения генофонда и охраны здоровья жителей Омской области.

Текст печатается по изданию:
Авдейчиков А.Г., Бабичева Л.П. Об интеграции усилий всех уровней власти, местного самоуправления и общественных организаций, а также заинтересованных служб и ведомств в деле борьбы с наркоманией на территории Омской области
// Перспективы первичной профилактики наркомании в контексте развития добровольческих инициатив в XXI веке: Информационно-методическое пособие. - Омск: Издательство "Максимум", 2005. - С.21-25.

Запись к врачу

!
!
!
После отправки заявки с Вами свяжутся по указанному Вами телефону
+ ЗАПИСАТЬСЯ К ВРАЧУ